Fakecheck
Это сервис для проверки достоверности информации в интернете. Сейчас расскажем, как он работает.
Заказывайте проверку
Можно заказать проверку публикации из СМИ, социальных сетей или блог-платформ. Пока мы проверяем только тексты и фотографии.
Узнавайте правду
Читайте результаты проверок, разборов и делитесь ими в социальных сетях и мессенджерах.
Станьте фактчекером
Начните зарабатывать на проверке фактов, научившись работать по нашей методике.
First slide
First slide
Second slide
Third slide
Пользуйтесь экосистемой Fakecheck, чтобы вычистить кликбейтеров и фейкоделов из ленты новостей!
Часто задаваемые вопросы
Кто делает Fakecheck?
Проверки проводит сообщество фактчекеров по всей России. Сервис придумали Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло.
Как проверяем?
По уникальной методике, основанной на рекомендациях The Poynter Institute, International Fact-Сhecking Network и правилах фактчекинга ведущих деловых СМИ мира.
Как заказать проверку и сколько это стоит?
Надо зарегистрироваться, выбрать подходящий тариф и прислать нам URL-адрес публикации. Для тех, кто хочет проверить расследования Навального, есть VIP-пакет.
НАШ РАЗБОР
Правда ли, что правительство будет регулировать кулинарные курсы и содержание лекций в интернете?
Журналист Ксения Миронова разбиралась, кого коснется закон о просветительской деятельности и как он будет работать
Фото: kremlin.ru
Владимир Путин подписал закон о регулировании просветительской деятельности.
8 апреля 2021

Президент Владимир Путин подписан закон, который вводит в России регулирование просветительской деятельности. Закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

Просветительством будет считаться распространение вне образовательных программы знаний, умений, навыков, ценностных установок и компетенции для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека. Экспертов смущает размытость определения, а также тот факт, что детали регулирования правительство определит подзаконными актами. Повлиять на эти документы обществу будет сложно.

Под действие закона могут попасть как блогеры, которые зарабатывают на каких-либо курсах, так и популярные проекты, например «Арзамас» и SkyEng. Их деятельность вряд ли окажется под запретом, однако должна будет отвечать требованиям, которые примут чиновники.

Давайте по порядку. Что за закон подписал Путин и почему все так возбудились? 

Президент Владимир Путин действительно 5 апреля подписал закон, который вводит в России регулирование просветительской деятельности. Ранее документ в трех чтениях одобрила Государственная дума, а после утвердил Совет федерации.  

Закон вступает в силу с 1 июня 2021 года. Формально – это поправки в уже действующий закон «Об образовании», которые вводят понятие просветительской деятельности и наделяют правительство правом определить порядок ее регулирования и контроля за ней. 

Просветительской будет считаться деятельность, если она:

  • направлена на распространение знаний, опыта, навыков, ценностных установок для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • осуществляется вне рамок образовательных программ. 

Закон, по мнению авторов, оградит население (в первую очередь школьников и студентов) от «антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности». Авторы закона считают, что «антироссийские силы под видом просветительской деятельности бесконтрольно дискредитируют государственную политику РФ». Кроме того, согласно тексту закона, просветительская деятельность не должна «побуждать к действиям, которые противоречат Конституции».

Представители научного сообщества опасаются, что поправки помешают популяризации науки и станут формой цензуры. Например, так считают создатели и руководители некоторых независимых просветительских проектов — они написали открытое письмо с требованием отказаться от законопроекта. В числе подписавших документ — Михаил Зыгарь (проект «История будущего»), Александр Архангельский  (премия «Просветитель»), Филипп Дзядко (медиапроект Arzamas), и другие, всего 17 человек. 

На сайте change.org петицию против поправок на данный момент подписали 247 тысяч человек. Авторы петиции отмечают, что многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования и согласования содержания каждой лекции. Отозвать законопроект также призвал президиум РАН. Декларацию против поправок опубликовала газета «Троицкий вариант — Наука», под призывом подписались более 1600 ученых.

Минуточку! А чем просветительская деятельность будет отличаться от образовательной?

И образование и просветительство предполагают передачу знаний. Однако, как было сказано при ответе на предыдущий вопрос, просветительской будет считаться деятельность, осуществляемая за пределами образовательных программ. К ним, согласно закону «Об образовании» относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования, профессионального, а также высшего образования. 

По словам зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной, в отличие от образования, просвещение носит неформальный характер, не предполагает аттестаций и выдачи дипломов. А в отличие от воспитания, которое направлено на развитие личности, просветительство связано с самостоятельным стремлением человека удовлетворить свои потребности и интересы в какой-либо сфере.

Создатель петиции против поправок, доктор физико-математических наук, Сергей Попов, в интервью «Медузе» говорил, что определение просветительской деятельности очень общее и нечеткое, туда попадает все что угодно. «Вся конкретика вынесена за пределы поправок — она должна определяться актами, не федеральными законами, и здесь уже непонятно, какими будут действия [властей], а когда есть очень широкое толкование, «под раздачу могут попадать самые разные люди», – предупреждал Попов. 

Давайте по-простому: мастер-класс о том, как делать сториз – это просветительская деятельность или образовательная?

По словам юриста профсоюза «Учитель» Юрия Варламова, закон о просветительской деятельности затрагивает все формы обучения, которые сейчас не лицензируются. То есть все семинары, мастер-классы, онлайн-курсы, подкасты, выпуски материалов и ролики в соцсетях и мессенджерах, которые создаются вне рамок имеющих лицензию образовательных учреждений, должны будут соответствовать требованиям, которые примет правительство. 

«Будет это разрешительная, уведомительная или иная форма — пока неизвестно. Поэтому говорить о том, что для просветительской сториз в инстаграме понадобится разрешение правительства, я бы пока не стал» — осторожен Варламов.  

На практике, по словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, под регулирование могут попасть любые мероприятия, направленные на обмен профессиональными знаниями и опытом – конференции, круглые столы и другие публичные обсуждения, стримы, групповые звонки, блоги и т.п. По крайней мере, именно это фактически следует из формулировок нового закона.

Допустим, я умею хорошо готовить и через Instagram продвигаю свой курс. Получается, что мне нужно будет для этого получать разрешения правительства? Что за бред?

По словам члена Комитета государственных инициатив Андрея Галиева, из текста законопроекта следует, что вся образовательная деятельность за рамками утвержденных государством образовательных программ действительно может стать незаконной без разрешающей визы от правительства. Это, по словам эксперта, может привести к снижению качества образования хотя бы потому, что станет меньше интересных курсов, лекций и семинаров. То есть людям будет сложнее удовлетворить потребность в новых знаниях после школы или вуза. 

Тягай же отмечает, что требования могут быть установлены и к содержанию распространяемого материала. То есть, придется обеспечить соответствие контента к требованиям государства. Блоги в Instagram, Telegram, YouTube про образование, науку, путешествия, еду, литературу, спортивные, а также образовательные проекты, публичные дискуссии на площадках и т.д. могут попадать под просветительскую деятельность в терминологии закона, считает она. 

Депутат Духанина признавала, что аппарат правительства не сможет просматривать тезисы всех лекций или образовательных видеороликов, и в этом «нет необходимости». По ее словам, контроль может быть не «на входе», а выборочным, например, знакомство с проводимыми мероприятиями». Духанина также отмечала, что для контента, который подпадает под определение просветительской деятельности, могут ввести обязательную маркировку. Например, уже известные рекомендации по возрасту аудитории или надписи «личное мнение автора».

А если это уже существующий проект, такой как «Свободный университет», Skyeng, «Арзамас»? Они тоже могут оказаться вне закона? 

Тягай считает, что деятельность таких проектов может быть расценена как просветительская, то есть попасть под регулирование закона. Все эти проекты предлагают обучающие курсы за пределами образовательных программ. 

То есть под запретом окажется весь бизнес, построенный на курсах и лекциях? 

По мнению Варламова, этот бизнес не окажется под запретом, но будет вынужден соблюдать дополнительные правила и требования, которые примет регулятор, т.е. правительство. «Как мне кажется, гораздо больше пострадают от закона некоммерческие инициативы. Ведь соблюдение любых требований — это дополнительные время и деньги, которых у таких проектов может просто не оказаться», – предупреждает юрист.   

С одной стороны, очевидно, что ни одно государственное ведомство не справится с регулированием и наблюдением подобного масштаба. С другой, по словам Тягай, закон фактически может вводить цензуру. «Государство считает возможным сформулировать, какие образовательные потребности и интересы есть у каждого из нас, а также продиктовать нам, каким именно образом мы можем такие потребности и интересы удовлетворить», – отмечает Тягай. При таких условиях «просветительская деятельность» фактически превращается в государственную пропаганду. «Это не согласуется с тем, что просветительская деятельность осуществляется в целях развития человека и удовлетворения его, а не государственных, потребностей», – напоминает юрист.

Учредитель НКО, ведущей образовательные и просветительские проекты в сфере культуры для подростков и молодежи, на условии анонимности рассказал Fakecheck, что разделяет опасения об усилении цензуры. По его словам, инструменты для профилактики «инфоцыганства», особенно при работе с несовершеннолетними, необходимы, однако, истинный мотив принятия такого закона может оказаться иным. Главная же трудность, связанная с законом о просветительской деятельности, по его мнению — это невозможность понять, попадает ли организация под него или нет, а также, что необходимо сделать, чтобы его случайно не нарушить.

Секс-просветитель Мария Арзамасова называет поправки «очередным законом для контроля». «Если нужно докопаться, теперь это можно сделать законно. Причем, зачем этот закон нужен на самом деле, непонятно», – говорит она. 

Инициатор законопроекта сенатор Андрей Климов в ответ на критику уже заявил, что «просветительской деятельностью должны иметь право заниматься все», но «Конституция кое-что у нас запрещает» и поэтому «правительство должно некие принципы разработать».

А правда ли, что чиновники теперь будут выдавать разрешение ученым на командировки за рубеж и на лекции иностранцев в России?

Пока ответить на этот вопрос однозначно нельзя, считает Варламов. По его словам, в принятом законе очень размытая формулировка новых полномочий федеральных министерств. Все самое важное появится позже в текстах подзаконных актов, которые будут приняты правительством и профильными министерствами. И выдача разрешений на командировки, безусловно, по словам Варламова, один из возможных вариантов. 

Однако про некоторые ограничения уже можно говорить точно. Например, когда закон вступит в силу, все российские учебные заведения должны будут визировать у чиновников соглашения о сотрудничестве с иностранными организациями или частными лекторами. Для детских садов, школ и училищ заключения будет выдавать Минпросвещения, для вузов — Минобрнауки. Если учебное заведение находится в ведении другого ведомства, то именно с чиновниками из этой организации придется согласовать договор. Например, для военных училищ давать заключения на контракты с иностранными просветителями будет Минобороны.

Перечень видов деятельности попадающей под поправки обширный:

  • совместная с иностранными гражданами и организациями разработка и реализация образовательных и научных программ; 
  • направление учащихся, педагогов и научных сотрудников за рубеж, в том числе по программам обмена; 
  • проведение совместных исследований с иностранцами; 
  • участие в деятельности международных организаций, в том числе в конференциях и научных конгрессах, обмен научной литературой и т. д. 

Все это можно будет делать только по согласованию с органами власти!

Даже для покупки зарубежных книг университетской библиотекой потребуется виза чиновника. То же касается, например, проведения международного круглого стола и конференций в вузе или заключения договора по международному научному проекту.

«Закон фактически затруднит обмен знаниями с иностранными образовательными организациями, что абсурдно в современном мире «без границ», – полагает Тягай. Ученым, по ее мнению, создаются дополнительные препятствия для сотрудничества с иностранцами. 

Поделиться результатом проверки:

ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ