Fakecheck
Это сервис для проверки достоверности информации в интернете. Сейчас расскажем, как он работает.
Заказывайте проверку
Можно заказать проверку публикации из СМИ, социальных сетей или блог-платформ. Пока мы проверяем только тексты и фотографии.
Узнавайте правду
Читайте результаты проверок, разборов и делитесь ими в социальных сетях и мессенджерах.
Станьте фактчекером
Начните зарабатывать на проверке фактов, научившись работать по нашей методике.
First slide
First slide
Second slide
Third slide
Пользуйтесь экосистемой Fakecheck, чтобы вычистить кликбейтеров и фейкоделов из ленты новостей!
Часто задаваемые вопросы
Кто делает Fakecheck?
Проверки проводит сообщество фактчекеров по всей России. Сервис придумали Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло.
Как проверяем?
По уникальной методике, основанной на рекомендациях The Poynter Institute, International Fact-Сhecking Network и правилах фактчекинга ведущих деловых СМИ мира.
Как заказать проверку и сколько это стоит?
Надо зарегистрироваться, выбрать подходящий тариф и прислать нам URL-адрес публикации. Для тех, кто хочет проверить расследования Навального, есть VIP-пакет.
ПРОВЕРКА ПУБЛИКАЦИИ
Участие Манижи в Евровидении пролоббировали Сергей Кириенко и Юрий Ковальчук
Проверено: 09.06.2021

Кириенко руководил Росатомом, устроил туда отпрыска Ковальчука. После Борис Юрьевич Ковальчук возглавил госкомпанию Интер РАО. И вместе с Росатомом всадил $700 млн в Сангтудинскую ГЭС на территории Таджикистана. Подрядчиком был дядя Манижи – Акмал Усманов (Усмонов). 

16 марта 2021
телеграм-канал «Инфобомба»
Почему такая оценка?
Манипуляция
Вывод не подтвержден
Ключевое утверждение

Певицу Манижу на Евровидение лоббировали первый заместитель администрации президента Сергей Кириенко и миллиардер, друг президента Юрий Ковальчук.

Результат проверки

В качестве доказательства того, что Кириенко и Ковальчук лоббировали участие Манижи в Евровидении, приводится история строительства Сангтудинской ГЭС в Таджикистане в 2005-2009 гг. Это проект российской госкорпорации «Росатом», которой в то время руководил Кириенко, и госкомпании «Интер РАО», возглавляемой с 2010 г. Борисом Ковальчуком, сыном Юрия Ковальчука. Как пишет «Инфобомба», одним из подрядчиков стройки был дядя Манижи Акмал Усманов.

По мнению Fakecheck, это доказательство неубедительно. 

Во-первых, факт участия Кириенко, Ковальчука и дяди Манижи в стройке более 10 лет назад не может являться основанием для утверждения, что Манижа попала на Евровидение в 2021 году по звонку из Кремля. Даже, если предположить, как это сделал Wonderzine, что стороны сблизились во время стройки и поддерживали отношения в дальнейшем.

Во-вторых, Fakecheck уточнил у Инфобомбы, есть ли дополнительные доказательства, что Манижа поехала на Евровидение благодаря административному ресурсу. В ответах (полностью они опубликованы в конце проверки) перечислены факты, некоторые из которых можно считать косвенным доказательством. Например, что сестра Манижи работает на «Первом канале». Никакого инсайда у Инфобомбы нет. Утверждение, что Манижа поехала на Евровидение благодаря Кремлю, построено на интерпретации общедоступной информации.

В-третьих, не все факты в проверяемой публикации подтверждаются. Например, утверждая, что Усманов «освоил» на стройке Сангтудинской ГЭС $120 млн, авторы канала ссылаются на новость от 2010 года на сайте таджикистанского СМИ. Но в этой публикации идет речь о строительстве совсем другой ГЭС – Рогунской. И цитат Усманова в публикации нет, хотя Инфобомба утверждает обратное («тут он рассказывает, как освоил…»).

В ответах Инфобомба приводит несколько фактов, которые должны иллюстрировать обогащение Усманова на строительстве обеих ГЭС. Например, создание Рогунского управления, регистрация ООО «Интерстрой», задержки выплат рабочим на Рогунской ГЭС, цитата Усманова о путешествиях. Однако сами по себе эти факты ничего не доказывают, а схема возможного обогащения не показана.

Из ответов можно сделать вывод, что «Интерстрой» – это компания Усманова, через которую он и зарабатывал на подрядах. Однако в годовых отчетах «Интер РАО» сказано, что «Интерстрой» входил в ее холдинговую структуру с 2009 по 2014 гг. Сейчас же 100% «Интерстроя» вовсе принадлежат Сангтудинской ГЭС.

Факт №1

Сестра Манижы работает на «Первом канале» и зарплату ей платит Юрий Ковальчук.

Результат проверки

Муниса Усманова, сестра Манижи, действительно работает на «Первом канале».

 По данным «Спарк-Интерфакс» и РБК, государство контролирует 51% акций канала, 29% - у «Национальной медиа группы» Юрия Ковальчука, оставшиеся 20% – у страховой компании «Согаз». В конце прошлого года президент Владимир Путин подписал указ, разрешающий государству снизить долю в «Первом» до 34%. По данным РБК, новые акции может выкупить госбанк ВТБ.

 Таким образом, Ковальчук – не единственный акционер «Первого канала», и утверждение, что он платит зарплату сестре Манижи хромает даже на уровне метафоры. Формально же говорить так вовсе нельзя. Владение акциями или долями в компании не означает, что человек лично платит зарплату ее сотрудникам. Убыточность канала, о чем «Инфобомба» напоминает в своем ответе, к участию Манижи в Евровидении отношения не имеет.

Факт №2

Отец Манижи в 2001 году был объявлен в федеральный розыск.

Результат проверки

Согласно официальной биографии, Манижа Далеровна Сангин (фамилия при рождении Хамраева) родилась 8 июля 1991 года в Душанбе в семье Далера Хамраева и Наджибы Усмановой. В 1990-х будущая певица вместе с матерью переехала в Москву.

Изучив выложенные в интернете архивы баз федерального розыска «Инфбомба» обнаружила, что Далер Хамраев в 2001 году попал в федеральный розыск в России по статье об угрозе убийством. В 2007 он был объявлен в розыск повторно.

Идет ли речь в базах МВД об отце Манижи? «Инфобомба» считает, что да. У канала есть информация из базы авиабилетов, согласно которой Хамраев в 2014 году летал одним рейсом из Душанбе вместе с Нозигул Хамраевой, бабушкой певицы. Год рождения у обоих Хамраевых совпадает. Fakecheck считает такой довод убедительными несмотря на то, что номера паспортов в базах розыска и авиабилетов не совпадают.

Пресс-секретарь Манижи на вопрос про розыск Хамраева отвечать не стал.

По просьбе Инфобомбы публикуем полностью ее ответы. Для большей ясности приводим и наши вопросы.

Вопросы от Fakecheck

1. Вы пишете: «Певицу Манижу на Евровидение лоббировали замглавы АП Сергей Кириенко и Юрий Ковальчук, друг президента». Далее вы в целом верно излагаете историю запуска проекта Сангтудинской ГЭС. Именно эта история и является, на ваш взгляд, подтверждением того, что кандидатуру Манижи лоббировали Кириенко или Ковальчук? Или у вас есть другие дополнительные доказательства их прямого участия (например, письмо или звонок Эрнсту и тп) или информация об этом?

2. Вы пишете: «Тут он рассказывает, как за год освоил 120 млн $ госденег Кириенко (Росатом) и Ковальчука (Интер РАО).» Но по ссылке никаких цитат Акмала Усманова нет. Также в публикации сказано, что подрядчиков несколько. Есть ли у вас доказательства того, что Акмал Усманов освоил 120 млн долларов из России?

3. Можете ли вы предоставить (со своей стороны гарантируем, что не будет публиковать эти документы) какие-либо дополнительные доказательства близости/дружбы Сергея Кириенко и Акмала Усманова?

4. Вы публикуете скриншот из базы федерального розыска, где в розыске значится Хамраев Далер Уктамович. Верно ли мы понимаем, что это скриншот из закрытой базы МВД, которая является непубличной? Публично мы эту информацию не нашли. 

5. Вы проверяли, что этот Хамраев – именно отец Манижи? Если да, то просьба пояснить, каким образом осуществлялась проверка?

6. Паспортные данные Хамраева в выписке из базы МВД не совпадают с паспортными данными из выписки по авиабилетам. На ваш взгляд, как это можно объяснить?

7. Вы указываете, что зарплату сестре Манижи платит лично Юрий Ковальчук. Откуда такая информация?

Ответы Инфобомбы

Привет, это Инфобомба. На Евровидение певицу Манижу Хамраеву отправил Первый канал. Его сотрудники отбирали участников, вели голосование. Юля Таратута пишет, у Манижи нельзя было взять интервью напрямую, контактами занимался Первый. Частный владелец канала - Юрий Ковальчук. Он контролирует 49% акций Первого, через Согаз и Национальную медиа-группу.

На Первом канале у Ковальчука работает Муниса-Махасти Усманова. Это сестра Манижи. Зарплату Мунисы и проект Манижи обеспечивают акционеры Первого. Сам канал семь лет был убыточен.

Семьи Ковальчука и Манижи хорошо знакомы с чиновником Сергеем Кириенко. Он управляет госкорпорацией Росатом вместе с родственниками Юрия Ковальчука. Брат Михаил Ковальчук стал директором Курчатовского института. Сын Борис Ковальчук в Росатоме был назначен замом Кириенко. РБК считает, Юрий Ковальчук лоббировал переход Сергея Кириенко в администрацию президента. У Ковальчуков и Кириенко всё общее - друзья, связи, даже пиар-агенты.

Росатому принадлежит Сангтудинская ГЭС-1. Её Россия построила для Таджикистана. Второй владелец станции Интер РАО, тоже российская госкомпания. Интер РАО возглавил Борис Ковальчук, когда в 2009 году ушёл из Росатома. При Ковальчуке Интер РАО увеличила свой пакет акций Сангтудинской ГЭС-1 в семь раз (страницы 24 и 53), но главным собственником остался Росатом.

Бюджет станции Ковальчук и Кириенко передали группе подрядчиков. Ведущим стал дядя певицы Манижи, отец сотрудницы Первого канала Мунисы Усмановой. Манижа так говорит про этого человека: "он больше, чем дядя - он мне папа". Дядя - Акмал Таджиевич Усманов. Сын сталинского партийного руководителя, политработника и деятеля органов госбезопасности Таджи Усмановича Усманова (Таджи Усмон, Таджи Усман). Это дед Манижи Хамраевой и Мунисы Усмановой с Первого канала.

По словам дяди Манижи, он фотограф. Для Интер РАО и Росатома руководил подрядами на Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС. Был гендиректором компании Интерстрой. Эта биография опубликована на разных языках.

Рогунскую ГЭС до Акмала Усманова неудачно возводил Русал. Затем по соглашению президентов РФ и Таджикистана стала достраивать Интер РАО. Для этого при Сангтудинской ГЭС-1 было создано Рогунское управление. Оно активно тратило российские средства.

По отчётам техника Рогунского управления и другие активы Сангтудинской ГЭС-1 были выведены в компанию Акмала Усманова - фирму Интерстрой. Она создана в 2009 году, регистрационный номер 041000001. Строителям Рогунской ГЭС, которых наняли российские подрядчики, Интерстрой не заплатил. Рабочие заявили в прокуратуру.

Интерстрой Усманова получил крупнейшие подряды по Сангтудинской ГЭС-1, включая дорогостоящий ремонт (релизы, страницы 31 и 29). Усманов говорит, как распорядился доходом: "В 2012 я путешествовал по Африке, потом по Латинской Америке, затем полгода прожил в США".

В 2014 году сын Юрия Ковальчука подписал акт о приёмке Сангтудинской ГЭС-1. Она обошлась Москве в 700 млн $. Вернуть деньги Интер РАО и Росатом не могут. Таджикистан должен станции 140 млн $, платить за энергию не готов. Сколько потратил Акмал Усманов на Рогунскую ГЭС - неизвестно. За 2009 год там освоено 120 млн $. Акмал Усманов отчитывался по этим расходам. И называл себя главой всего консорциума российских подрядчиков Рогунской ГЭС.

Мать Манижи Далеровны Хамраевой - сестра Акмала Усманова. Отец певицы - Далер Хамраев. Бабушка - Нозигул Хамраева. На Инфобомбе опубликована распечатка авиабилетов. 3 сентября 2014 года был куплен групповой билет Душанбе-Москва. Самолёт вылетал через полмесяца. Пассажиров было трое: Далер Хамраев 11.08.1965, Нозигул Хамраева 15.09.1938, Азиза Косими 12.11.1994. Фамилии и имена редкие. В связке друг с другом уникальные. Потому можно утверждать - это папа и бабушка Манижи. Их попутчице Азизе Косими некто подарил миллионы долларов. Деньги она потратила на швейный бизнес.

Банки включают в скоринг криминальный контингент. На канале я давала ссылки на форумах, где выложены чёрные списки банков и сами базы федерального розыска. Загружаете файлы по ссылкам. Подключаете. В поле "ФИО" вводите "Хамраев Далер". И смотрите карточку МВД России на Далера Уктамовича Хамраева, 11.08.1965. Родился в один день с тёзкой, что летал с бабушкой Манижи. По какой статье УК Хамраева искали, писала у себя. В базах за разные годы Далер записан то таджиком, то узбеком. В розыск попал в 2001 году. Затем менял паспорта, инициалы оставлял прежними.

Не согласны с нашими выводами? Если вы автор публикации или представитель СМИ, в которой она была опубликована, то можете оспорить оценку.
Поделиться результатом проверки:
Проверено: 9 июня 2021

ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ