Fakecheck
Это сервис для проверки достоверности информации в интернете. Сейчас расскажем, как он работает.
Заказывайте проверку
Можно заказать проверку публикации из СМИ, социальных сетей или блог-платформ. Пока мы проверяем только тексты и фотографии.
Узнавайте правду
Читайте результаты проверок, разборов и делитесь ими в социальных сетях и мессенджерах.
Станьте фактчекером
Начните зарабатывать на проверке фактов, научившись работать по нашей методике.
First slide
First slide
Second slide
Third slide
Пользуйтесь экосистемой Fakecheck, чтобы вычистить кликбейтеров и фейкоделов из ленты новостей!
Часто задаваемые вопросы
Кто делает Fakecheck?
Проверки проводит сообщество фактчекеров по всей России. Сервис придумали Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло.
Как проверяем?
По уникальной методике, основанной на рекомендациях The Poynter Institute, International Fact-Сhecking Network и правилах фактчекинга ведущих деловых СМИ мира.
Как заказать проверку и сколько это стоит?
Надо зарегистрироваться, выбрать подходящий тариф и прислать нам URL-адрес публикации. Для тех, кто хочет проверить расследования Навального, есть VIP-пакет.
ПРОВЕРКА ПУБЛИКАЦИИ
Российским мусульманам запретили пользоваться криптовалютами
Проверено: 27.05.2021

Совет алимов и имамов Ингушетии призвал жителей республики не проводить никаких операций с криптовалютами, назвав их легкими и ничем не подкрепленными деньгами.

25 мая 2021
Сюжет в социальных сетях
Почему такая оценка?
Ссылка на корректный источник
Кликбейт в заголовке
Неточность в формулировках
Ключевое утверждение

Духовенство Ингушетии выступило за запрет операций с криптовалютой для мусульман.

Результат проверки

Сотни материалов с таким сюжетом появились в СМИ и социальных сетях сначала в апреле, а затем 24 мая. В них идет речь о «запрете», «хараме» (религиозный запрет в исламе) или «нехаляльности» (синоним «харама») либо всей криптовалюты, либо биткоина. Иногда речь идет об использовании, а в некоторых случаях – также о запрете «майнить» криптовалюту.

Речь в них идет по сути об одном и том же событии. В апреле имамы мечетей и богословы на заседании совета алимов Ингушетии обсудили финансовые операции с использованием любых криптовалют и пришли к единому мнению – такие операции для правоверных мусульман запрещены, сообщали СМИ. А в мае исполняющий обязанности муфтия Ингушетии Магомед Хаштыров также рассказал про позицию совета по этому вопросу, поддержав ее. По словам Хаштырова, криптовалюты – это легкие и ничем не подкрепленные деньги. «Хочу обратить внимание на следующий факт: криптовалюта – пока еще и не деньги, и не товар. Когда она будет общедоступным, законодательно принятым платежным средством с государственной гарантией, тогда можно говорить о деньгах, но не сегодня», – цитирует его интернет-газета «Ингушетия». Жителям республики он посоветовал больше думать об огородах, которые заросли бурьяном, а не о виртуальных деньгах.

Учитывая, что схожую позицию высказал совет алимов и и. о. муфтия республики, корректно говорить о единой позиции духовенства Ингушетии, которое призвало жителей республики не совершать операций – покупки и продажи – с любой криптовалютой.

Решение совета имамов – это рекомендация духовно-религиозного характера, объяснил Fakecheck основатель Исламского юридического центра (Татарстан) Джалиль Мустафин. По его словам, какой-то нормативной силы даже на территории Ингушетии, а тем более всей России, рекомендация не имеет, но «для мусульманина с точки зрения религии нарушение запрета будет грехом».

Муфтии или алимы в исламском мире по определению выполняют функцию центра знаний и компетенций по тем или иным вопросам шариата, сказала Fakecheck Мадина Калимуллина, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам, старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково. Вопросы, в которых «рядовой» верующий в силу отсутствия компетенции или иных причин не в состоянии разобраться, как правило, адресуются ученым для разъяснения и принятия соответствующего решения, рассказывает она. Фетва, добавляет Калимуллина, является моральным ориентиром для лиц, следующих позиции данного ученого, но никаких принуждающих механизмов (например, отлучение – прим. Fakecheck) следовать фетве нет.

Факт №1

Всем российским мусульманам запретили пользоваться криптовалютами.

Результат проверки

Это утверждение, которое выносится в заголовки и обсуждается в комментариях, очень спорное: хотя формально можно говорить о таком призыве, оно не соответствует реальному положению дел.

Как объясняет Джалиль Мустафин, решение совета алимов и имамов Ингушетии с юридической точки зрения носит рекомендательный характер, но оно не привязано к определенному региону: «Решения мусульманских ученых могут приниматься всеми мусульманами вне зависимости от их местоположения». При этом Мустафин подчеркивает, что есть оговорки на территориальные и национальные особенности, а также на степень доверия к тем или иным ученым самими верующими.

На практике на уровне регионов и стран появляются свои разъяснения духовенства по подобным вопросам. Так, в соседней с Ингушетией Чеченской республике придерживаются других взглядов на криптовалюту. Три года назад глава Чечни Рамзан Кадыров в своем телеграм-канале сообщал, что большая группа исламских ученых во главе с муфтием Чечни Салахом-Хаджи Межиевым изучила и обсудила вопросы, связанные с криптовалютой. «При этом они приняли к сведению, что муфтияты Египта и Палестины ранее признали криптовалюту не соответствующей нормам ислама», –писал Кадыров и пояснял, что палестинские и египетские выводы сделаны именно для этих стран, а не для всех мусульман. В этом же сообщении говорилось, что пока в России нет оснований для выводов о халяльности или хараме криптовалюты. А если какие-то криптовалюты будут использоваться для «пирамид», муфтият Чечни об этом официально заявит.

Мадина Калимуллина, описывая текущее отношение мусульман к криптовалюте, говорит, что разделила бы общество на несколько групп: «Первая – те, кто ориентируются на позиции ученых и следуют их рекомендациям. И здесь есть те, кто выбирает позицию в пользу криптовалюты, и те, кто выбирают обратную позицию». При этом она поясняет, что многие пока в режиме ожидания, поскольку ученые и советы до последнего не принимали фетв по криптовалюте. Ко второй группе она отнесла тех, кто не ориентируется на позиции ученых и следует исключительно своим ожиданиям финансовой выгоды с учетом их базовой финансовой грамотности.

Факт №2

В среде мусульманских ученых нет единого мнения о дозволенности или запрете криптовалют.

Результат проверки

Это действительно так, о чем свидетельствуют, в числе прочего, решения международных организаций. Например, Международная исламская академия фикха в конце 2019 году опубликовала резолюцию о необходимости дополнительного исследования электронных валют, в том числе на основе блокчейна, чтобы принимать решения о допустимости их использования. В документе говорится о необходимости изучать риски их применения и финансовую нестабильность этих инструментов.

Для принятия решения важны разные характеристики криптовалют – обеспеченность материальными активами, отсутствие чрезмерной неопределенности и манипулирования курсом, возможность использовать как платежное средство (общее признание), сфера и цель применения, и даже полезность или вред для общества и государства. Тот факт, что криптовалюта не обеспечена золотом или иными материальными ценностями, является одним из наиболее острых при изучении вопроса допустимости ее использования мусульманами. Хотя, уже есть криптовалюта, обеспеченная золотом – она называется OneGram.

С точки зрения шариата, при наличии согласия деньгами может считаться все, что по договоренности сторон используется для взаиморасчетов. На такую позицию ссылался, например, Кадыров. Об этом же говорят и другие ученые, встающие на сторону допустимости криптовалют. Их противники настаивают на том, что деньги, в отличие от цифровых активов, имеют под собой гарантию государства.

«Мы знаем множество примеров из истории, когда роль денег выполняли шкуры животных, соль и прочее. Что касается нематериальности криптовалют, то здесь они, после отмены золотого стандарта, мало чем отличаются от фиатных денег. Поэтому в теории в целом криптовалюта может выступать в роли денег, при условии отсутствия намеренно встроенного механизма манипулирования ее курсом, ожиданиями и прочими факторами», – считает Мадина Калимуллина, но добавляет, что в вопросе стоимости с криптовалютой происходит нечто нестандартное: она подвергается таким взлетам и падениям, каких не наблюдается ни с одной другой валютой.

Еще одним важным аргументом мусульман против криптовалют является их использование не для обмена или покупки чего-либо, а для спекуляции. Финансовые спекуляции и ростовщичество (в том числе с помощью криптовалют) сами по себе запрещены в исламе.

"Когда тот или иной продукт (в том числе финансовый инструмент), даже в теории дозволенный, на практике преимущественно применяется неправильно или имеет преобладающие негативные последствия, срабатывает правило «не допустить вред важнее, чем принести пользу», и в этой связи исламский ученый может на основании подобных доводов запретить применение такого продукта», – объясняет Калимуллина. По ее мнению, в ситуации, когда люди несут свои денежные средства в биткоины или иную криптовалюту «не в целях применения ее по прямому назначению – использования в качестве средства платежа, и даже не в целях диверсификации инвестиций, а в целях получения сверхдоходов, тем самым лишая финансовых ресурсов иные сферы экономики, следуя азарту, наподобие с вложениями в финансовые пирамиды, такой финансовый инструмент вполне может быть признан запрещенным».

Не согласны с нашими выводами? Если вы автор публикации или представитель СМИ, в которой она была опубликована, то можете оспорить оценку.
Поделиться результатом проверки:
Проверено: 27 мая 2021

ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ