Fakecheck
Это сервис для проверки достоверности информации в интернете. Сейчас расскажем, как он работает.
Заказывайте проверку
Можно заказать проверку публикации из СМИ, социальных сетей или блог-платформ. Пока мы проверяем только тексты и фотографии.
Узнавайте правду
Читайте результаты проверок, разборов и делитесь ими в социальных сетях и мессенджерах.
Станьте фактчекером
Начните зарабатывать на проверке фактов, научившись работать по нашей методике.
First slide
First slide
Second slide
Third slide
Пользуйтесь экосистемой Fakecheck, чтобы вычистить кликбейтеров и фейкоделов из ленты новостей!
Часто задаваемые вопросы
Кто делает Fakecheck?
Проверки проводит сообщество фактчекеров по всей России. Сервис придумали Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло.
Как проверяем?
По уникальной методике, основанной на рекомендациях The Poynter Institute, International Fact-Сhecking Network и правилах фактчекинга ведущих деловых СМИ мира.
Как заказать проверку и сколько это стоит?
Надо зарегистрироваться, выбрать подходящий тариф и прислать нам URL-адрес публикации. Для тех, кто хочет проверить расследования Навального, есть VIP-пакет.
ПРОВЕРКА ПУБЛИКАЦИИ
Как первое лицо государства Сталин зарабатывал в разы меньше, чем Путин
Проверено: 09.03.2021

Автор публикации сравнивает разницу между доходами президента РФ Владимира Путина и генсека СССР Иосифа Сталина и средними зарплатами по стране и приходит к выводу о том, что в советские времена разница эта была значительно ниже. "Сухие цифры нам говорят, что если вождь в СССР имел доход в 4,4 раза выше среднего по стране, то доходы нынешнего президента превышают доходы простого народа в 34 раза", - пишет автор.

9 марта 2021
Сюжет в социальных сетях
Почему такая оценка?
Ошибки в расчетах
Кликбейт в заголовке
Неверная интерпретация
Ключевое утверждение

Зарплата Иосифа Сталина на посту генерального секретаря была почти в восемь раз ниже, чем у президента Владимира Путина, если сравнивать со средним заработком по стране.

Результат проверки

В последнее время в блогах и социальных сетях стала популярна тема сравнения зарплат первых лиц государства в наше время и в советское. Чаще всего сравнивают зарплату Иосифа Сталина и зарплату Владимира Путина со средней по стране. Авторы этих публикаций зачастую приходят к выводу о том, что в советское время «разрыв» между доходами первого лица страны и обычных граждан был значительно ниже, чем в наше время.

Fakecheсk проверил эти расчеты и считает их некорректными. Разберемся почему на примере такого текста. Заявленные в проверяемом тексте сведения и сделанные автором выводы в целом совпадают с большинством публикаций на эту тему.

Начнем с первого заявления автора – об уровне средних зарплат в СССР в 1946–1950 годах. В тексте без указания источника приводится некая картинка со следующими цифрами: средняя зарплата по стране в 1946 году – 520 рублей, в 1947 – 531 рубль, в 1948 – 539 рублей, в 1949 – 569 рублей, в 1950 – 601 рубль.

Однако на Росстате опубликованы несколько иные данные. Согласно документу под названием «Среднемесячная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики Российской Федерации за 1940, 1945, 1950-2004 гг.», средняя зарплата в стране в 1945 г. составляла 323 рубля, в 1950-м – 506 рублей, в 1952-м – 541 рубль (данные приводятся без учета зарплат колхозников). Данных за 1946-1949 годы на сайте Росстата найти не удалось. Но, исходя из опубликованных сведений, можно прийти к выводу, что средняя зарплата в 1946 году не могла составить 520 рублей. Такого уровня (а именно 525 рублей) она достигла лишь к 1951 году, если верить Росстату.

Затем автор отмечает со ссылкой на партбилет Иосифа Сталина за 1946 год (в нем указывалась зарплата, с которой платятся партийные взносы), что зарплата генерального секретаря ЦК КПСС на тот момент составляла 2300 рублей. Этот факт соответствует действительности, что подтверждается и сведениями историков, которые при этом отмечают, что уже в 1952 году зарплата Иосифа Сталина составляла 10 000 рублей.

Однако известно, что в 1947 года существенно увеличены зарплаты руководителей страны. Как писал журнал «Коммерсантъ Власть» еще в 2002 году, в том числе со ссылкой на Степана Микояна, сына Анастаса Микояна, зарплата Иосифа Сталина с 1947 г. стала равна 10 000 рублей. Таким образом, можно предположить, что и в 1950-м году зарплата генсека составляла 10 000 рублей.

Автор в своем тексте указывает, что среднемесячный доход генсека был в 4,4 раза выше, чем средняя зарплата по стране. Сравним цифры за 1950 и за 1952 годы (последние подтверждаются данными Росстата и историками): в 1950-м разница между доходами Иосифа Сталина и средними по стране была равна 19,7, в 1952-м – 18,4. То есть в 1952-м году ежемесячный доход главы государства был в 18,4 раза больше, чем среднестатистический доход обычного гражданина.

Кстати, даже в 1936 году, когда зарплата Иосифа Сталина составляла 1200 рублей, она все равно была выше среднего дохода по стране в 5,7 раз, а не в 4,4. Ведь средняя зарплата по стране (по данным за март) тогда была равна 207 рублям – об этом свидетельствуют данные сборника о численности и зарплатах служащих в СССР за указанный период.

После этого автор переходит к сравнению заработков президента РФ Владимира Путина, но не со среднестатистическим уровнем доходов населения, а с самой распространенной зарплатой граждан РФ, которая равна 23 500 рублей (цифра верна). Важно, что речь в проверяемой публикации идет о доходе президента, а не о его заработной плате.

Так, доходы президента РФ за 2019 г. указаны автором верно и равны 9,7 млн рублей. Если разделить эту сумму на 12 месяцев, то действительно можно говорить о среднемесячном доходе главы государства в размере около 810 000 рублей. Если сравнивать эту цифру с суммой в 23 500 рублей, то и правда можно прийти к выводу, что ежемесячный доход Путина в 34,4 раза больше самой распространенной зарплаты по стране (но не среднестатистической!).

Если же сравнивать со среднестатистической зарплатой по стране (в заголовке автор говорит именно об этой цифре), которая в 2019 г., по данным Росстата, составила 47,8 тыс. рублей, то разница составит уже только 16,9 раз. Если опираться на размер заработной платы президента РФ, которая по расчетам РБК с октября 2019 года составляла 773 400 рублей, то разница со среднемесячной зарплатой по стране составит 16,1 раза.

Факт №1

Зарплата Сталина на посту генерального секретаря в 1946 году составляла 2300 рублей

Результат проверки

Эти сведения подтверждаются опубликованным партбилетом и данными историков.

Факт №2

Зарплата президента РФ Владимира Путина, согласно его декларации за 2019 год, составила 9,726 млн рублей.

Результат проверки

В различных сообщениях авторы путают зарплату и доход президента. Иногда даже в одном и том же абзаце говоря то о зарплате, то о доходе. Если речь идет о доходе, то эта информация верна и содержится в декларации о доходах президента. Но в ней не разделены зарплата и иные доходы. Если опираться на размер заработной платы президента РФ, которая по расчетам РБК с октября 2019 года составляла 773 400 рублей, годовая зарплата президента может составлять 9,28 млн руб. Ранее сообщалось, что Путин декларировал иные доходы кроме зарплаты: например, проценты от вкладов и доход от продажи земли.

Не согласны с нашими выводами? Если вы автор публикации или представитель СМИ, в которой она была опубликована, то можете оспорить оценку.
Поделиться результатом проверки:
Проверено: 9 марта 2021

ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ