Fakecheck
Это сервис для проверки достоверности информации в интернете. Сейчас расскажем, как он работает.
Заказывайте проверку
Можно заказать проверку публикации из СМИ, социальных сетей или блог-платформ. Пока мы проверяем только тексты и фотографии.
Узнавайте правду
Читайте результаты проверок, разборов и делитесь ими в социальных сетях и мессенджерах.
Станьте фактчекером
Начните зарабатывать на проверке фактов, научившись работать по нашей методике.
First slide
First slide
Second slide
Third slide
Пользуйтесь экосистемой Fakecheck, чтобы вычистить кликбейтеров и фейкоделов из ленты новостей!
Часто задаваемые вопросы
Кто делает Fakecheck?
Проверки проводит сообщество фактчекеров по всей России. Сервис придумали Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло.
Как проверяем?
По уникальной методике, основанной на рекомендациях The Poynter Institute, International Fact-Сhecking Network и правилах фактчекинга ведущих деловых СМИ мира.
Как заказать проверку и сколько это стоит?
Надо зарегистрироваться, выбрать подходящий тариф и прислать нам URL-адрес публикации. Для тех, кто хочет проверить расследования Навального, есть VIP-пакет.
Как работает Fakecheck и зачем он нужен

Вопросы в этом тексте – не вымысел. Их задавали нам люди самых разных интересов и специальностей, когда узнавали о Fakecheck. Мы не стали переписывать вопросы в стиле пресс-релиза.

Зачем это нужно?

Что еще за Fakecheck, очередное СМИ в интернете?

Fakecheck – первый российский сервис по фактчекингу, позволяющий заказать проверку достоверности информации в интернете. Мы не работаем как СМИ, но работаем с контентом СМИ – как профессиональных, так и социальных медиа. Fakecheck проводит проверки новостей и «фактов», которые заказывают наши пользователи, а также делает специальные разборы на актуальные темы. Проверку может заказать любой пользователь сервиса – открыто или анонимно, заплатив или бесплатно, опубликовав для всех или оставив только для себя. Наша миссия – защита общества, бизнеса и каждого человека от фейков, манипуляций и мошенничества в интернете.

А что, человек сам не может разобраться в фактах? Каждый понимает, что достоверно и объективно.

Если совсем коротко – подавляющее большинство людей не может. Не только в России, а где угодно в мире. По разным причинам, но чаще всего не хватает времени и разных навыков, которые совокупности называют медиаграмотностью. Поэтому большая часть аудитории не читает дальше заголовков и легко ведется на кликбейт, не отличает мнение от факта и, да простит нас Дональд Трамп, просто не знает о проблеме fake news. 

Так, с понятием fake news знакомы лишь 38% жителей России, 39% – не знакомы, а 23% лишь «что-то слышали» о проблеме (всероссийский репрезентативный опрос, ЦИРКОН по заказу фонда «Медаистандарт», 2018 года). По данным ВЦИОМ (2019 год), каждому второму россиянину сложно отличить фейки от достоверных новостей, причем среди молодых россиян – таких две трети. Люди затрудняются оценить достоверность и объективность информации, подменяя эти критерии эмоциональным отношением к медиа, а также популярностью контента, выраженной в кликах, лайках, просмотрах (фокус-группы ЦИРКОНа, 2018 год).

Команда Fakecheck рассчитывает переломить это тренд, предлагая решения для осмысленного потребления новостей, защиты репутации бизнеса и частных лиц, а также маркировки фейковой информации.

Почему эту проверку не может сделать какой-нибудь робот «Яндекса», вот который новости в топ отбирает? Там же и так проверяют. Зачем вы здесь нужны?

Роботы действительно помогают оценивать контент: могут по ключевым словам предположить характер материала, отфильтровать порнографические материалы, собрать сюжет из похожих новостей или найти первоисточник текста. Но они пока не способны провести фактчекинг и оценить качество упаковки новости. Как и неподготовленный человек.

Именно поэтому Facebook и Google отдают фактчекинг новостей на аутсорсинг преимущественно профессиональным проектам, созданным журналистами, и качественным СМИ. Новостной робот «Яндекса» действительно отбирает материалы в топ, но не проверяет их на достоверность, единственное условие отбора – наличие у источника лицензии СМИ. Впрочем, «Яндекс» начал экспериментально проверять контент. Пока только в «Яндекс.Дзене», доверив это, конечно же, журналистам из профессиональных СМИ.

Что именно мы делаем?

Все эти проверки вы вдвоем делаете или есть какая-то редакция?

Сервис придумали Дмитрий Казьмин и Максим Товкайло, но это не значит, что они и занимаются проверками. В штате проекта нет редакции, но есть коллектив супервайзеров, занимающихся администрированием работы и контролем качества. Сами проверки делают фактчекеры из нашего сообщества, прошедшие обучение и получающие оплату за свою работу. Сейчас большинство из них – действующие или бывшие журналисты, поэтому нас можно назвать распределенной редакцией.

И откуда у такого фактчекера компетенция проверять качество вакцины или финансовую отчетность? И как он ответит на запрос, хорошо поет Бузова или нет?

Задача фактчекера – убедиться, что факты, о которых говорится в публикации или видео, достоверны и изложены корректно. Он не проводит медицинские консультации и не аудирует отчетность. Фактчекер, как и судья, не может быть специалистом в каждом вопросе, но знает, где найти информацию. Поэтому для Fakecheck важнее уровень медиаграмотности и аккуратности фактчекера. Впрочем, мы собираем подробные анкеты с фактчекеров, в том числе об их компетенции в темах и опыте – все это учитывается при выборе проверяющего.

Например, рассматривая утверждение «Известный ученый назвал безопасной российскую вакцину от коронавируса», фактчекер должен убедиться, что ученый действительно это сказал, но не проверять безопасность вакцины. Мы согласны, что безопасность вакцины – тоже интересный и важный вопрос. Для таких сложных тем у нас есть рубрика «Наш разбор», где тщательно отобранные нами эксперты анализируют проблему.

Что касается Бузовой, то «хорошо поет» – оценочное суждение, тут вам скорее к экспертам программы «Голос», чем к Fakecheck. Но мы можем проверить, например, действительно ли Бузова написала песни, которые поет.

Ну вот вы проверили – и что дальше?

Давайте по порядку. Мы публикуем результат большинства проверок как самостоятельный материал, в формате, принятом у ведущих фактчекинговых проектов. Посмотрите Snopes.com или Politifact.com. В отчете вы видите состояние материала на фейкометре, который краснеет от вранья и ошибок, можете узнать «Почему такая оценка?», прочитать разбор ключевого утверждения. Вы можете делиться результатом в соцсетях. Кроме того, авторы и сайты, публикующие фейки, маркируются в нашей системе. Вскоре мы анонсируем общедоступный инструмент, позволяющий избегать таких площадок.

Заказчик проверки в зависимости от тарифа получает дополнительные услуги, например рассылку жалоб. В некоторых тарифах можно принять решение не публиковать результат проверки, так что не вся работа Fakecheck видна на сайте.

Fakecheck собирается взаимодействовать с владельцами социальных сетей, мессенджеров, блог- и видеоплатформ с пользовательским контентом, чтобы пресекать распространение фейков на их ресурсах.  

Почему надо платить?

Вижу в меню тарифы: получается, бесплатно ничего не делаете?

Делаем. Бесплатно проверяем информацию, которая имеет высокую общественную значимость (например, про COVID-19, мошеннические схемы) или которую многие просят проверить через наш сервис. Не утруждайте себя размышлениями о том, какая информация является общественно значимой. Лучше пришлите ссылку на публикацию – и мы ответим, беремся ли за работу. На условиях – как только, так сразу.

Но если нужна гарантированная проверка, придется ее оплатить. Благодаря этому мы можем гарантировать сроки, дополнительные услуги и развивать наш сервис. У нас широкий выбор тарифов для разных ситуаций и клиентов. Если вы хотите стать нашим корпоративным заказчиком, то просто напишите нашему менеджеру.

Получается, и денег с заказчика взяли, и рекламу открутили, а расходов – ноль. Киса, зачем вам столько денег?

Сейчас всё объясним. Во-первых, нагромождения рекламных баннеров на сайте не будет (пока их вообще нет и в ближайшее время не планируется). Удобство и комфорт пользователя для нас приоритет.

Теперь о расходах. Одна из основных наших затрат – это выплаты фактчекерам. Мы будем делиться с ними доходом от каждой проверки. Также мы заказываем для вас специальные разборы по общественно важным темам и создаем инструменты оценки качества источников информации, которыми вы пользуетесь (скоро ждите анонс!). Ну и мы планируем развивать сервис, в том числе инвестировать в автоматизацию проверки.

То есть надо заплатить – и получишь нужный результат? А вы государственники или либералы?

Никто не может влиять на результаты проверки – ни заказчики, ни государственные органы, ни корпорации, ни общественные организации и известные блогеры, ни основатели сервиса. Как платные, так и бесплатные проверки проводятся по единой методике. А результаты проверок публикуются, каждый может оценить их качество.

Мы не преследуем политических целей. Фактчекерам запрещено проводить проверку при наличии конфликта интересов, в том числе если они являются сторонниками политика или партии, о которых идет речь в публикации или видео.

Бонусные вопросы для тех, кто дочитал до конца

Вы проверяли у носителя языка, что значит Fakecheck? Это же фальшивый чек из чековой книжки!

Да, проверяли. Fakecheck в целом считывается как «чекнуть на фейк», то есть проверить, если ли фейк в публикации или видео. И воспринимается примерно как русское «фейкопроверялка». Например, проект с аналогичным названием в Австралии проверяет профили в Instagram на фейковых фолловеров. Мы, кстати, тоже проверяем контент в русскоязычном Instagram.

Но fake – не только существительное, а еще и прилагательное. Поэтому fakecheck – это также «фальшивый чек» (все еще популярны в США, у нас помнят только олды) и даже «фальшивая проверка» (ну это версия от недоброжелателей 😎).

Понравился одноглазый на лого – кто его вообще придумал? Мерч с ним будет?

Этого «одноглазого» как только не называли – и привидение из Pac-Man, и Лизун, и, конечно, член. Мы внутри Fakecheck зовем его циклопом. Он бывает в разном настроении – злой, довольный, озадаченный – и помогает пользователю понять отношение фактчекера к проверяемым фактам. Его придумал, как и весь дизайн проекта, петербургский дизайнер Станислав Леонтьев. Мерч обязательно будет, следите за новостями проекта в наших социальных сетях!